Проект «История Курильского архипелага с древнейших времен до начала XXI столетия: создание новых высокотехнологичных ресурсов краеведческого образования».

Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Цель исследования – создание целостной картины исторического развития Курильского архипелага с древнейших времен до начала XXI столетия и внедрение полученных данных в краеведческую деятельность в средней и высшей школе на основе интеграции новейших научных данных и высокотехнологичных образовательных ресурсов. Проведение масштабных исследований группой исследователей разного возраста и уровня на протяжении трех лет позволит получить репрезентативные результаты не ниже мировых и будет способствовать дальнейшему формированию эффективного и жизнеспособного коллектива складывающейся научной школы, а также закреплению в ГОУ ВПО СахГУ молодых и перспективных научно-педагогических кадров.


Проект позволяет решить ряд комплексных задач, представляющих значительную актуальность как для профессионального исторического сообщества, так и для современного российского общества (как основного заказчика и потребителя исторической продукции) в целом:

Решаемые задачи

1. Развитие фундаментальных исторических исследований и создание объективной концепции исторического развития островов Курильского архипелага.
2. Повышение качества содержания исторического образования в средней школе на основе разработки и внедрения новых высокотехнологичных ресурсов по истории Курильских островов, разработанных ведущими учеными на высоком научно-методическом уровне.
3. Верификация и систематизация основных массивов вещественных и письменных источников по археологии, истории и этнографии Курильских островов.
4. Разработка, создание и внедрение инновационных образовательных ресурсов, в т.ч., комплексной базы данных по теме «Археология, этнография и история Курильских островов» и исторического сайта www.kuriles-history.ru об археологии, этнографии и истории Курильских островов, учебного пособия «История Курильских островов», разработанных ведущими историками на высоком научно-методическом уровне.
5. Вовлечение талантливой молодежи в науку и в сферу образования.


Описание проблем в предметной области темы работ Существует три группы проблем, на решение которых направлена проводимая НИР. Во-первых, до сих пор не опубликовано ни одной отдельной монографии и ни одного специ-ального учебного пособия, предметом которых была бы история Курильских островов на всем ее протяжении - от первоначального заселения в каменном веке до начала XXI столетия. Данные и документы, коллекции и др. источники информации разрознены и не сводились воедино. Во-вторых, нынешние методы краеведческой работы замыкают ее результаты в рамках региона и не выходят за его пределы, т.к. они не реализуются через широкодоступные современные информационные ресурсы: базы данных, онлайн семинары, тематические сайты и т.д.

В-третьих, проблема односторонней трактовки исторических событий для обеспечения собственной идеологической платформы дискуссии о принадлежности островов в южной части Курильского архипелага становится все острее, так как история Курильских островов и в российской, и в зарубежной историографии освещена неполно и, в основном, также односторонне, зачастую на старых не всегда проверенных данных. Возможности самостоятельно разобраться в проблемах истории Курильских островов и составить собственное мнение на основе анализа нетенденциозно собранных источников, у российского, да и зарубежного студента, обывателя, а часто и исследователя, весьма ограничены ввиду чрезвычайно сложной источниковедческой ситуацией.

В начале XXI в. наряду со старым и проблемами в этой области, возникли новые вызовы, ответы на которые современное историческое образование (как школьное, так и университетское), пока дать не готово. Актуальным является вопрос о фальсификации и одностороннем подходе к анализу уже известных исторических источников и фактов, излишне политизированная трактовка документов и событий при сохранении продеклари-рованных принципов объективности и демократичности подходов. Это особенно важно в свете очевидной противоположности характерного для Западной Европы и США и внедряемого в России мультикультурного подхода и, напротив, монокультурного подхода, характерного для ряда стран Восточной Азии, соседей Дальнего Востока России по региону.

Объективно культивируемый в мировой практике образования и производства компетентностный подход как нельзя кстати на этапе внедрения результатов данной научно-исследовательской работы. Он противопоставляется поверхностному, дилетантскому подходу, который сегодня характеризует практику обсуждения особенно актуальных вопросов новейшей истории островов Курильского архипелага на разных, в т.ч. довольно высоких уровнях. От фрагментарного и поверхностного, излишне политизированного к компетентностному и объективному подходу к освещению исторических событий, который, безусловно востребован в современных условиях информационного общества. Приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям, формирование умения применять их в конкретной жизненной ситуации - приоритеты в идеологии обучения, лежащей в основе настоящей научно-исследовательской работы. Именно на них нацелены новые электронные ресурсы, создаваемые в ходе реализации достижений планируемой научно-исследовательской работы.

Безусловно, важно сотрудничество с зарубежными исследователями. В том числе с уже осуществлявшими попытки комплексного изучения Курильских островов в рамках международного американо-российско-японского проекта по изучению Курильских островов IKIP – International Kuril Islands Project. Комплексный подход позволил создать коллегам из Вашингтонского университета базу данных, в которой собраны данные о географии, природе, ресурсной базе, археологии архипелага. Приветствуя проделанную работу коллег, отметим, однако, что в проекте не ставилась задача детального и полного изучения истории региона. Очень важно максимально полно использовать весь полученный зарубежными коллегами опыт и пойти дальше на основе подходов и достижений как российской, так и западной исторической науки и образования.

Необходимо налаживать диалог между учеными и преподавателями истории из России, Японии, США, с целью формирования общих системных взглядов на историю планеты и ее отдельных частей. В данном случае, на историю спорных с точки зрения Японии территорий – Курильских островов.

Проект также нацелен на привлечение к изучению истории Курильских островов японских специалистов, в т.ч. из Славянского центра Хоккайдского университета, с которым в последние 10 лет участников НОЦ связывают активные научные связи и совместные проекты. В этом Центре сосредоточены большие массивы источников, в т.ч. по до японскому (до 1875 г.) и японскому (1875-1945 гг.) периодам освоения Курильских островов. Использовать эти данные, с учетом развивающихся научных связей СахГУ и Хоккайдского университета, необходимо и возможно. Это уже произошло с привлечением историками СахГУ источников по японскому периоду истории Сахалина.

Аналогичное сотрудничество в сфере изучения археологии, этнографии и истории Курильских островов станет шагом на пути установления взаимопонимания и добрососедских отношений между нашими народами.

Степень решения проблем в предметной области темы работ Вопросы археологии, этнографии и истории Курильских островов постоянно находятся в центре внимания сахалинских ученых, на нынешнем этапе формирующих ядро коллектива НОЦ. Так трое из четверых авторов вузовского учебного пособия «История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия» ныне входят в состав центра. Достаточно много коллекций в хранилищах учебного музея археологии СахГУ имеют происхождение с островов Курильской гряды. Руководитель НОЦ лично изучает острова, начиная с 1975 г. Члены НОЦ нашли, изучили много источников, подготовили и опубликовали довольно много материалов по археологии, этнографии и истории Курильских островов. Несмотря на это, проблема создания на современной технической, информационной и научно-методической основе комплексной базы данных, исследования и сайта по истории островов Курильского архипелага с древнейших времен до наших дней стоит очень остро - таких ресурсов в арсенале ученых и учителей пока еще нет. Однако данная проблемная ситуация может быть решена посредством систематизации данных на основе современных методов исторической науки и перевода исследования на новую высокотехнологичную основу информационного общества.

Реализация предлагаемого проекта позволит сформировать концептуальные подходы к истории Курильских островов, как части мира и, одновременно, некоей особой, исторически сложившейся территорией Российского Дальнего Востока. А также внедрить их посредством создаваемых высокотехнологичных ресурсов в краеведческую деятельность и историческое образование в средней и высшей школе.


Краткий анализ состояния исследований в предметной области

Анализ состояния исследований в предметной области В условиях новой России, на фоне обновления содержания и форм исторической науки и образования краеведческая деятельность имеет безусловное значение для воспитания патриота и гражданина. В соседней для Сахалинской области Японии постоянно реализуются масштабные проекты, направленные на сохранение краеведческой традиции даже в условиях модернизации исторического образования, а также на воспитание патриота, любящего и знающего историю Японии. Исследования археологии, этнографии и истории Курильских островов продолжаются в рамках комплексных и специальных программ по изучению Севера. Прежде всего, в северных университетах страны. Коллекции артефактов с Сахалина и Курильских островов хранятся в музеях и вузах Токио, Нара, Киото, Сендая, Вакканая, Хакодате, Саппоро, Немуро, Асахигава.

В США исследования проводятся, прежде всего, в университете штата Вашингтон, в Смитсонинском институте и отдельными учеными других вузов и музеев. Существующая ныне в России теория и практика краеведческого образования, прежде всего в удаленных от центра страны районах, в данном случае на Дальнем Востоке, требует значительного обновления. Об этом свидетельствует возникновение самостоятельных краеведческих неформальных объединений, независимых сайтов с исторической тематикой не имеющих связи с академической или вузовской наукой.

В предметной области археологии существуют большие наработки, в т.ч. по археологической карте, разработана периодизация древних культур, однако она не подкреплена фактами в части первоначального заселения островов. Большое количество артефактов сосредоточено в разных местах, однако свода коллекций нет. Считаю, что в этих коллекциях хранятся непонятые и пока не идентифицированные свидетельства о более ранних этапах, чем известные ныне 7 000 лет курильской истории. Косвенные данные позволяют предсказывать первоначальное заселение южных островов архипелага Хомо Сапиенс в период около 20-15 тысяч лет и северных в период около 12-10 тыс. лет. Курильские острова постоянно присутствуют на всех картах заселения Северной Америки человеком, однако реально этот процесс пока не установлен.

Этнография айнского населения Курильских островов неплохо отражена в специальной литературе, однако этнография русского населения островов вовсе неизвестна как направление науки. Однако на Курильских островах уже сложилось пусть небольшое, но постоянное русское население. Это еще одна проблема исследования для коллектива НОЦ СахГУ.

Полным пробелом является средневековая история островов, поэтому здесь рождаются самые невероятные утверждения, граничащие с фантазией. Наиболее полно описаны события Новой и Новейшей истории Курильских островов, однако оценки их у разных авторов порой диаметрально противоположны друг другу.

Развитие информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет создает принципиально новые условия и для краеведческого образования молодого поколения и для научных дискуссий, и для дистанционной переподготовки учителей.

В условиях модернизации России, одной из главных задач краеведческого образования (наряду с воспитанием гражданственности и патриотизма), становится задача обучить школьников и студентов навыкам поиска и критического анализа информации, формирование компетентностного подхода к работе с историческими источниками и информационными базами данных.

Настоящая НИР направлена на принципиальное изменение ситуации в пользу систематизации данных об истории Курильских островов и создание новых высокотехнологичных ресурсов и новых подходов к краеведческому образованию в средней и высшей школе.

Оценка новизны и перспективности реализации предлагаемых походов Актуальность и новизна исследования состоят и в том, что комплексного изучения истории Курильских островов до сих пор не предпринималось. Реализация проекта является сложнейшей задачей, требующей тщательного и квалифицированного междисциплинарного исследования. Научная значимость НИР обусловлена не только ее фундаментальностью, но и включенностью, как в образовательный процесс, так и в поле зрения широкой общественности в связи с особым внешнеполитическим звучанием и идущей уже более полувека дискуссии о территориальной целостности Курильских остовов.